Методы изучения предпочтений


Методы изучения предпочтений
способы сбора и анализа информации об упорядочении группой респондентов или экспертов некоторого набора объектов по заданному критерию. Практически любой опросный документ (анкета, текст) включает вопросы, основанные на том или ином М. и. п. Респопдент «предпочитает» один объект другому, если он оценивает его выше по заданному критерию (собственно предпочтение выступает лишь как один из видов возможных критериев; упорядочение может производиться также по значимости объектов для индивида, по оценке тех или иных характеристик объектов и т. п.), В качестве примера можно привести упорядочение набора профессий по престижу, ранжировку ряда ценностей, предъявляемых респонденту, и т. п.

Можно выделить четыре основных М. и. п.балльные оценки (респондент оценивает каждый из объектов определенным баллом или распределяет объекты на несколько групп по заданному критерию, а баллы присваиваются исследователем на стадии кодирования или обработки), ранжирование, парные сравнения, множественные сравнения. Существуют и другие М. и. п., которые представляют собой их комбинацию. Например, респондент из множества предложенных объектов выбирает несколько наиболее предпочтительных и несколько наименее предпочтительных, затем объекты упорядочиваются по числу респондентов, поместивших данный объект среди наиболее пли наименее предпочтительных; респондент сначала разбивает объекты на группы (например, положительное, нейтральное и отрицательное отношение), а затем ранжирует их внутри каждой группы и т. п. М. и. п. используются при построении различного рода шкал.

Методы сбора данных в социологическом исследовании включают изучение документальных источников, прямое наблюдение социальной реальности и опросы. В качестве документов выступают официальные и неофициальные тексты (например, карточки персонального учета или же письма трудящихся в газеты, иные организации), аудиовизуальные записи (магнитофонные записи обсуждений какого-либо вопроса, телепрограммы), многообразные тексты средств массовой информации газет, радио и телевидения. Помимо этих так называемых наличных документов социолог может планировать целевые документы в соответствии с программой исследования (например, предлагает написать сочинение на заданную тему, изложить свои впечатления от некоторого мероприятия, в свободной форме высказать мнение об определенных событиях или условиях деятельности). Наряду с традиционным анализом документов по содержанию в соответствии с гипотезами исследования применяют особый способ качественно-количественного анализа текстов контент-анализ.

Официальные документы - хороший источник информации о социально-нормативных требованиях организаций и общностей, личные и неофициальные документы чаще используются для получения сведений о событиях и условиях деятельности, нежели об оценках и мотивации.


Социологический справочник. — К.: Политиздат Украины. . 1990.

Смотреть что такое "Методы изучения предпочтений" в других словарях:

  • Исследования сексуальных предпочтений — Альфред Кинси Alfred Kinsey Американский биолог Дата рождения: 23 июня 1894 Мес …   Википедия

  • Исследования сексуальных предпочтений (Альфред Кинси) — Альфред Кинси Alfred Kinsey Американский биолог Дата рождения: 23 июня 1894 Мес …   Википедия

  • Активные методы обучения — (АМО) методы, позволяющие активизировать учебный процесс, побудить обучаемого к творческому участию в нем. Задачей АМО является обеспечение развития и саморазвития личности обучаемого на основе выявления его индивидуальных особенностей и… …   Российская энциклопедия по охране труда

  • Покупатель — (Purchaser) Определение покупателя, права покупателя, покупательские критерии Инфоормация об определении покупателя, права покупателя, покупательские критерии Содержание Содержание Определение Таинственный покупатель Цели и задачи исследования… …   Энциклопедия инвестора

  • Потребитель — (Сustomer) Содержание Содержание Определение История развития института защиты прав в Источники правового регулирования в Российской Федерации Основные права приобретателя Процессуальные особенности защиты прав потребителей Споры, связанные с ФЗ… …   Энциклопедия инвестора

  • МЕТОД ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК — специфич. социологич. метод получения информации об объекте с помощью специалистов экспертов в определенной области. Экспертные оценки широко используются в прогнозировании, при определении целей соц. развития или принятии плановых решений,… …   Российская социологическая энциклопедия

  • Психологическое тестирование — (psychological testing)  термин зарубежной психологии, обозначающий процедуру установления и измерения индивидуально психологических отличий [1]. В отечественной психологии чаще употребляется термин «психодиагностическое обследование».… …   Википедия

  • Психологический тест — Психологическое тестирование (раздел Психодиагностики)  исследование определённых психологических качеств и свойств личности путем использования психологических тестов. Психологическое тестирование используется при отборе на работу, в… …   Википедия

  • Субкультура — Кибер готы Субкультура (лат. sub  под и cultura  культура; подкультура) понятие (термин) в со …   Википедия

  • СОЦИОМЕТРИЯ — СОЦИОМЕТРИЯ, микросоциология (лат. societas общество и греч. metreo измеряю) социологическая дисциплина, основанная на совокупности методов и приемов, направленных на получение и анализ количественных данных о межличностных отношениях людей,… …   Новейший философский словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.